Подробная история инструмента гитара: кто придумал, когда появилась

акустическая гитара
Обновлено:

Приветствую Вас, уважаемые друзья и поклонники гитарной музыки! История гитары полна загадок, тайн, легенд, преданий... Попробуем в этой статье разобраться в этом вопросе. Я здесь привел строки из стихотворения одного испанского поэта, который с такой теплотой и искренностью передал свои чувства к этому замечательному музыкальному инструменту!

«Звучащий короб грусти и наслаждения,

С отголосками чудесной арфы

И талией и бедрами женщины…»

Гитара – это один из самых востребованных музыкальных инструментов. Почему миллионы любители гитарной инструментальной музыки отдают предпочтение этому инструменту?

Ответ в ней самой, в ее божественном звуке и в завораживающем тембре, при ее компактности, широком диапазоне, позволяющем исполнять любые произведения, великолепные возможности для импровизаций.

Содержание

ИСТОРИЯ ГИТАРЫ: ОТ НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКОВ ДО СРЕДНИХ ВЕКОВ

История возникновения гитары таит в себе много загадочных легенд, и ни одна из них не дает полного основания утверждать что-то определенное: где и когда появился этот музыкальный инструмент.

Что-то похожее на первые струнные музыкальные приспособления встречаются на древних наскальных рисунках, но так, туманно, на задних планах. Очень трудно понять, что же там изобразил древний скульптор.

наскальный рисунок

Давайте и мы, уважаемые читатели, попробуем пробраться через чащу зарослей, сплетенных из тысяч лет, и постараемся увидеть, что-то похожее на кифару, такое название она имела в те далекие времена.

Скорее всего ничего подобного мы не увидим, но хотя бы представим в своем воображении то, вожделенное, к чему так стремиться ищущий в своем устремлении нормальный человек. И от такого состояния учащенно забьется сердце, потеплеет душа, и жизнь покажется прекрасной!

Мы не будем гадать на кофейной гуще, где появилась гитара, откуда произошла она, потому что это занятие праздное и не дает адекватного ответа. Но с уверенностью можно утверждать, что к началу 14 века такое музыкальное средство под названием “кифара” был распространено во многих странах Европы.

Конечно эта гитара ничего похожего на современный классический инструмент не имела. В ней было всего 4 струны и вот такая настройка: си, соль, ре, ля. Строй сначала имел 4 струны.

Так продолжалось почти два столетия. За это время она не изменилась в своей эволюции. Были робкие попытки изменить конструктивные особенности (корпус, гриф, колковый механизм), но это не дало ожидаемого результата.

В конце 16 века четырехструнная кифара претерпела существенные изменения. Этому событию мы обязаны Винсенте Эспинелю. Этот человек был очень колоритной фигурой для своего времени, природа наградила его разносторонними дарованиями, он обладал авантюрным складом характера

Эспинель

Это наш герой Висенте Эспинель. Жизнь его была насыщена разными приключениями, дуэлями. Он принимал участие в разного рода рискованных акциях, писал песни и, конечно, музыку, в частности был превосходным музыкантом инструменте.

Я не буду развивать дальше эту тему, так как нам он интересен тем, что, проявив свои новаторские качества и незаурядную способность к творчеству, добавил пятую струну к ранее существующей четырехструнной кифаре.

Появление пятой струны повлекло за собой конструктивные изменения. А именно был увеличен размер корпуса, стал более широким гриф, для того, чтобы можно добавить пятую струну.

И самое главное – увеличился музыкальный диапазон, что позволило исполнителям играть произведения более сложного характера. На самом деле появилась не пятая струна, а первая, и обычный строй приобрел следующий вид: ми, си, соль, ре, ля.

ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ В ИСТОРИИ ГИТАРЫ

Проходит еще почти два века, прежде чем появляется шестая струна. История гитары не оставила нам имени новатора, придумавшего шестую струну. Скорее всего, произошло это в Испании, так как к тому времени она получила там наибольшее применение.

 шестиструнная гитара

Естественно с добавлением шестой струны значительно расширился музыкальный диапазон, позволявший теперь играть любые произведения, в том числе классические. Так получилась стандартная настройка: ми, си, соль, ре, ля, ми.

Но, самое главное – это событие повлекло за собой огромную популяризацию шестиструнной гитары во многих странах. И на повестке дня к мастерам по изготовлению стал вопрос по усилению ее звуковых качеств.

Многие композиторы, воодушевленные расширяющимся музыкальным диапазоном, приступили к написанию новых музыкальных произведений для гитары. Некоторые из них были и виртуозы-исполнители, такие, как Ф Сор, Д. Агуадо.

Можно предположить, что с активизацией концертной деятельности исполнителей возникла необходимость в увеличении громкости звука акустической гитары, так как концерты стали проходить в больших залах, помещениях.

АНТОНИО ДЕ ТОРРЕС – ГИТАРНЫХ ДЕЛ МАСТЕР

В этой главе я расскажу, кто изобрел гитару, такую, какая используется и нашла широкое применение в наши дни. К этому времени и взошла на небосклоне звезда мастера Антонио де Торрес Хурадо. Далее будем называть его гитарных дел Мастер. Именно ему принадлежит право основоположника современного классического инструмента.

Где же, мог появиться такой человек? Конечно, в Испании, где к тому времени она приобрела наибольшую популярность среди других стран Европы. Именно Испания подарила нам, будущим поколениям, такой замечательный музыкальный инструмент.

Антонио Торрес

Биография Мастера ничем не примечательная. Родился Антонио де Торрес Хурадо в 1817 году на юге Испании. Примерно к 20 годам начал учиться ремеслу у местных мастеров по изготовлению гитар. Будучи начинающим музыкантом, начал присматриваться к местным виртуозам фламенко.

Видя их успехи, проникся желанием усовершенствовать инструмент и в это же время приступил к самостоятельной работе по изготовлению своими руками. Со временем, работая над разными вариантами отдельных элементов конструкции, добивался определенных успехов.

Постепенно его инструменты приобретают популярность у любителей музыки. Со временем к нему начинают приезжать исполнители из разных мест Испании, делая заказ на изготовления мастеровых гитар.

Человек трудной, непростой судьбы, перенося житейские невзгоды, сохранял в себе душевные и физические силы для совершенствования своего ремесла, что впоследствии привело к созданию классической гитары. На изображении одна из них.

 гитара Торреса

ИСПАНСКИЕ ВИРТУОЗЫ-ГИТАРИСТЫ

Мой рассказ будет неполным, если не упомянуть имена знаменитых музыкантов, которые способствовали распространению гитары Торреса на огромную аудиторию любителей музыки.

В самом начале своей музыкальной карьеры в будущем известный композитор и великолепный музыкант Франсиско Таррега купил гитару у мастера Антонио Торреса. Позже, после окончания Мадридской консерватории, приступил к сольной концертной деятельности, играя на многих музыкальных площадках.

Его концерты с огромным успехом проходили как в самой Испании, так и за рубежом: в Лондоне, Париже, Лионе и других городах Европы. Давая концерты, Франциско Таррега, наряду с пропагандой инструментальной музыки, также способствовал популяризации мастера Антонио Торреса.

Также продолжали популяризацию и ученики Тарреги – известные музыканты Мигель Льобет и Эмилио Пухоль. Тоже вносили свой вклад в копилку популярности Антонио Торреса.

Все это сказалось на том, что известность и популярность инструментов Торреса перешла границы Испании. К нему стали приезжать богатые почитатели его таланта, как мастера, делая заказы. Вследствие чего многие образцы его гитар в наше время находятся в частных коллекциях и музеях европейских стран.

Еще большую популярность этого музыкального инструмента, принес Андрес Сеговия! Его можно с полным правом можно отнести к лучшим исполнителям 20 века, творческая деятельность его составила более 70 лет!

Концерты этого выдающегося музыканта проходили во многих странах мира и всегда с аншлагом! Он поставил цель сделать гитару не развлечением, а предметом музыкального искусства.

Вот как выглядит современная классическая гитара, которая ничем не отличается от тех, которые были изготовлены испанским мастером Антонио Торресом почти более 200 лет назад.

современная гитара

Андрес Сеговия стал включать в свой репертуар многие классические произведения. Делал переложения для шестиструнной гитары известных композиторов, занимался педагогической деятельностью, передавал свой опыт молодым дарованиям.

Большой заслугой Андреса Сеговии считают, что он добился то, что многие консерватории включили в программу обучения – класс гитары. Ранее в музыкальных заведениях были класс скрипки, класс фортепиано, класс вокала, а теперь появился и этот класс.

Вместе с развитием гитары, как части музыкального искусства, 20 век ознаменовался появлением новых династий мастеров по изготовлению. На рынке сбыта возросла конкуренция, что повлекло за собой повышение качества последних.

Говоря об этой теме, не возможно назвать легенду фламенко, недавно ушедшего из жизни Пако де Лусиа. Его, несомненно, считают гитаристом фламенко №1 в мире! Человек природного дарования и огромной работоспособности добился признания от многочисленных поклонников искусства. Он стал кумиром миллионов любителей музыки во всем мире!

Как-то его в одном интервью спросили “Почему Вы гастролируете по всему миру и не знаете ни одного иностранного языка, кроме своего родного испанского”. Он ответил, что знает один язык, и это язык музыки. Его очень хорошо понимают в разных странах! Я думаю в этом ответе во всей красе предстал наш кумир!

ВЫВОДЫ

В настоящее время у меня гитара ныне здравствующего испанского мастера Мануэла Родригеса. Приобрел ее в начале 2000 годов по заказу в Москве, стоимость ее – 1500$. Вот здесь она и представлена на этом изображении.

гитара испанского мастера

В былые времена, не то, что мечтать, я и не знал, что есть такие, Этим ремеслом занимались Черниговская и Ленинградская фабрики. Еще очень редко у кого была гитара фирмы Musima производства ГДР. Ее можно было купить по чекам Внешторга, и продавалась она в магазинах «Березка». Такие чеки имели граждане страны, которые выезжали в зарубежные командировки.

Я не имел такой возможности, так как по роду своей производственной деятельности у меня был запрет на выезд зарубеж. В течение нескольких лет я собрал 100 таких чеков (столько она стоила) с помощью своих знакомых удалось приобрел ее.

Вот и подошел к концу рассказ об истории гитары и о ее создания. Хочу выразить уверенность, что наш стремительно развивающийся век внесет свою лепту в развитие и усовершенствования этого инструмента. Хотя как сказать, скрипка более трех веков застыла в своем ожидании... Но жизнь продолжается, и все может быть!

На этом заканчиваю, всего доброго, до встречи на страницах моего блога. А как вы относитесь к этому инструменту? Оставляйте комментарии, отвечу всем. И не забывайте о подписке. С уважением, Юрий

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Смотреть отзывы

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

3 комментария

  • Аватар комментатора Uyriy Skripnik Uyriy Skripnik

    Спасибо Роберт! Рад, что понравилась статья.

    Ответить
  • Аватар комментатора Роберт Роберт
    Интересно, спасибо за информацию и написано с душой!
    Ответить
    1. Аватар комментатора Uyriy Skripnik Uyriy Skripnik

      Роберт спасибо! Рад за проявленный интерес!

      Ответить

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение